Избранные посты

Уход за системой охлаждения двигателя

Надежная и безаварийная работа ДВС (двигателя внутреннего сгорания) не может быть осуществлена без системы охлаждения. Ее основные принципы функционирования удобно представить в виде схемы системы охлаждения двигателя. Основное предназначение системы – отвод избыточного тепла от двигателя и предохранение его от перегрева. Дополнительная функция – обогрев автомобиля печкой отопителя салона. Устройство и принцип работы, отображенный на схеме системы охлаждения двигателя, у разных типов автомобилей примерно одинаковы.


СХЕМА, УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ

Основные элементы, из которых состоит схема системы охлаждения двигателя, встречаются и схожи у разных типов моторов: инжекторных, дизельных и карбюраторных.


Система жидкостного охлаждения дает возможность в равной мере забирать тепло со всех узлов и деталей двигателя не зависимо от степени тепловой нагрузки. Двигатель с использованием системы водяного охлаждения создает меньше шума, чем двигатель с воздушным охлаждением, обладает большей скоростью прогрева при пуске и не так сильно склонен к детонации.

Система охлаждения двигателя содержит следующие детали и элементы:


  • рубашка охлаждения (водяная рубашка);

  • радиатор;

  • вентилятор;

  • термостат;

  • жидкостный насос (помпа);

  • расширительный бачок;

  • соединительные патрубки и сливные краны;

  • отопитель салона;


  • Рубашкой охлаждения («водяной рубашкой») принято считать сообщающиеся между двойными стенками полости в тех местах, где наиболее нужен вывод избыточного тепла.

  • Радиатор системы охлаждения предназначен для рассеивания тепла в окружающую атмосферу. Он конструктивно состоит из множества изогнутых трубочек с дополнительными ребрами для увеличения теплоотдачи.

  • Вентилятор, включающийся электромагнитной, реже гидравлической муфтой, при срабатывании температурного датчика охлаждающей жидкости усиливает набегающий на авто воздушный поток. Вентиляторы с “классическим” (постоянно включенным) ременным приводом встречаются в наши дни редко, в основном, на старых автомобилях.

  • Центробежный жидкостный насос (помпа) в системе охлаждения обеспечивает постоянную циркуляцию охлаждающей жидкости. Привод помпы чаще всего реализован с помощью ремня или шестерней. Двигатели с турбонаддувом и с непосредственным впрыском топлива, как правило, снабжены дополнительной помпой.

  • Термостат – главный узел, регулирующий потоки охлаждающей жидкости, устанавливается обычно между входным патрубком радиатора и «водяной рубашкой» двигателя, конструктивно выполнен в виде биметаллического или электронного клапана. Назначение термостата – поддержание заданного рабочего температурного диапазона охлаждающей жидкости при всех режимах работы двигателя.

  • Радиатор отопителя очень похож на радиатор системы охлаждения меньших размеров и расположен в салоне авто. Принципиальное отличие состоит в том, что радиатор отопителя передает тепло в салон, а радиатор системы охлаждения – в окружающую среду.

Принцип работы системы охлаждения двигателя состоит в следующем: цилиндры окружены «водяной рубашкой» из охлаждающей жидкости, отбирающей лишнее тепло и переносящей его к радиатору, откуда оно передается в атмосферу. Жидкость, непрерывно циркулируя, обеспечивает оптимальную температуру двигателя.



Охлаждающие жидкости – антифризы, тосол и вода – в процессе эксплуатации образуют осадок и накипи, нарушающие нормальную работу системы охлаждения.


Вода не бывает химически чистой в принципе (за исключением дистиллированной) – в ней содержатся примеси, соли и всевозможные агрессивные соединения. При повышенной температуре они выпадают в осадок и образуют накипь. Мы не рекомендуем использовать воду для системы охлаждения двигателя


В отличие от воды антифризы не создают накипи, но в процессе эксплуатации разлагаются, а продукты распада отрицательным образом сказываются на системе охлаждения: на внутренних поверхностях металлических элементов появляется коррозионный налет и наслоения органических веществ.


Кроме этого, в систему охлаждения могут попадать различные посторонние загрязняющие субстанции: масло, моющие средства или пыль. Также систему могут загрязнять специальные герметики, используемые для аварийной заделки повреждений в радиаторах.


Все эти загрязнения оседают на внутренних поверхностях системы охлаждения. Они характеризуются плохой теплопроводностью и забивают тонкие трубки и соты радиатора, нарушая эффективную работу системы охлаждения, что приводит к перегреву двигателя.


ПРОМЫВКА СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ

Промывка системы охлаждения двигателя — процесс, которым очень многие водители нередко пренебрегают, что рано или поздно может вызвать фатальные последствия.

Производить подобные работы рекомендуется одновременно с заменой охлаждающей жидкости. Принимая во внимание модель автомобиля и его марку, делать это необходимо от 1-го раза в календарный год до одного раза в три года.


Признаки того, что систему охлаждения пора промывать


  1. Если стрелка указателя температуры находится не в середине, а стремится к красной зоне во время движения;

  2. В салоне холодно, печка отопления не дает достаточную температуру;

  3. Вентилятор радиатора включается слишком часто

Промыть систему охлаждения простой водой невозможно, поскольку в системе концентрируются загрязнения, которые не удаляются даже водой, нагретой до высоких температур.


Накипь удаляется с помощью кислоты, а жиры и органические соединения – исключительно щелочью, заливать же в радиатор одновременно оба состава нельзя, так как они согласно законам химии взаимонейтрализуются. Производители средств для промывки, пытаясь решить эту проблему, создали целый ряд средств, которые условно можно разделить на:


  • щелочные;

  • кислотные;

  • нейтральные;

  • двухкомпонентные.

Первые два слишком агрессивны и в чистом виде почти не используются, так как опасны для системы охлаждения и требуют нейтрализации после использования. Реже встречаются двухкомпонентные виды очистителей, содержащие оба раствора — щелочной и кислотный, которые заливаются в систему охлаждения поочередно.


Наибольшую востребованность имеют нейтральные очистители, не содержащие в своем составе сильных щелочей и кислот. Эти средства обладают разной степенью эффективности и могут использоваться как для профилактики, так и для капитальной промывки системы охлаждения от сильных загрязнений.


Промывка системы охлаждения:

  1. Сливается антифриз, тосол или вода. Перед этим необходимо на пару минут завести двигатель.

  2. Залить в систему воду и очиститель.

  3. Включить двигатель на 5-30 минут (зависит от марки очистителя) и включить обогрев салона.

  4. По истечении обозначенного в инструкции времени двигатель нужно заглушить.

  5. Слить отработанный очиститель из системы охлаждения.

  6. Произвести промывку водой либо специальным составом.

  7. Залить свежую охлаждающую жидкость.



Работы по промывке системы охлаждения просты и доступны: их могут выполнять опытные автовладельцы, но мы рекомендуем обратиться в Технический центр Новатор.


Эта операция существенно продлевает моторесурс двигателя и поддерживает его эксплуатационные характеристики на высоком уровне.




НЕИСПРАВНОСТИ В СИСТЕМЕ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ

Существует ряд наиболее распространенных неисправностей в системе охлаждения двигателя:

  1. Завоздушивание системы охлаждения двигателя: устранить воздушную пробку.

  2. Недостаточная производительность помпы: заменить помпу. Выбрать помпу с максимальной высотой крыльчатки.

  3. Неисправен термостат: устраняется заменой на новое устройство.

  4. Низкая производительность радиатора охлаждающей жидкости: промывка старого или замена стандартного на модель с более высокими теплоотводящими качествами.

  5. Недостаточный уровень производительности основного вентилятора: установка нового вентилятора с более высокой производительностью.



Регулярный уход системы охлаждения двигателя гарантирует длительную эксплуатацию автомобиля в целом.

Источник: http://avtomotoprof.ru/obsluzhivanie-i-uhod-za-avtomobilem/sistema-ohlazhdeniya-dvigatelya/

Недавние посты
Архив
 
Поиск по тегам
Мы в соцсетях
  • Facebook Basic Square
  • Vkontakte Social Icon
  • Instagram Social Icon
  • faf832b8926fb0454d7893cc6c5eba46